Autodesk BIM 360: прозрачность проекта выгодна всем

09.08.2019

Autodesk BIM 360: прозрачность проекта выгодна всем

Директор по цифровым технологиям Severin Development Александр Попов об опыте применения облачной платформы Autodesk BIM 360 на строительных объектах. 

Александр, какие продукты BIM 360 вы используете?

Уже год мы применяем BIM 360 Design для проектирования. А четыре месяца назад в службе технического заказчика был внедрен BIM 360 Docs для технического документооборота.

Что побудило SEVERIN DEVELOPMENT обратиться к облачной платформе BIM 360? 

Это связано со спецификой нашей работы. Деятельность компании направлена на оказание таких услуг, как управление строительством, технический заказчик, строительный контроль, финансово-технический аудит, управление стоимостью строительства. География проектов охватывает свыше 170 городов России. Чтобы более эффективно контролировать сроки, бюджет и качество, нам было необходимо организовать работу распределенных специалистов в единой среде общих данных. Поскольку проекты реализуются в различных направлениях – жильё, коммерческая недвижимость, промышленность, дорожно-транспортная инфраструктура – система технического документооборота должна гибко настраиваться под различные типы объектов и, что немаловажно, поддерживать BIM-технологию.

Компания давно перешла на BIM?

Переход начался чуть больше года назад. Компания начала получать запросы от девелоперов, которые хотели использовать информационное моделирование на объектах, где мы выполняли функции технического заказчика. В тендерных требованиях стали появляться пункты по компетенциям, связанным с организацией среды общих данных и ведением 5D-моделей. Также в BIM мы видели потенциал для организации более прозрачного и контролируемого процесса работы с проектом на всех этапах его жизненного цикла. С помощью BIM и интегрированной облачной платформы мы хотели открыть для заказчика черный ящик под названием «Проект», перейти от чертежей к доступной и понятной всем участникам процесса проектирования и строительства модели.

Что вы имеете в виду, когда говорите о черном ящике? Почему коммуникация с заказчиком по проекту до внедрения BIM и облачной платформы была недостаточно эффективной?

В девелоперском процессе самые важные решения часто принимают управленцы, финансисты, специалисты, у которых нет на компьютерах AutoCAD и Revit. Наглядная актуальная 3D-модель, находящаяся под рукой, помогает принять более взвешенные и эффективные решения. Уходит «эффект магии», становится понятно, что именно строит компания. Не все еще поддерживают идею прозрачности, но в результате, я уверен, прозрачность будет выгодна всем.  

Как и по какому принципу SEVERIN выбирала облачное решение и почему остановилась на Autodesk BIM 360?

Могу отметить четыре основные причины. Первая – эта платформа того же разработчика, продукты которого мы используем для проектирования и контроля строительства, Autodesk Revit и Autodesk Navisworks. Вторая – платформа позволяет просматривать чертежи и модели как через сайт, так и мобильное приложение. Третья – у BIM 360 есть удобный API для разработки собственных приложений, которые могут использовать данные из моделей в режиме online. Уже на этапе внедрения BIM компания понимала, что «из коробки» все проблемы не решить и придется заниматься дополнительным программированием. Четвертая – пожелание нашего департамента строительного контроля фиксировать замечания непосредственно на строительной площадке. BIM 360 был подходящим решением для этой задачи.

BIM 360: сравнение версий файлов
BIM 360: просмотр армирования с помощью инструмента Viewer
BIM 360: просмотр внутренних инженерных систем с помощью инструмента Viewer


Насколько быстро и просто прошло внедрение? Было ли оно поэтапным? 

Внедрение началось с департамента управления проектированием. Мы выбрали небольшой пилотный проект и решили выполнить его в BIM 360 Design. Хотелось протестировать распределенное проектирование: в офисе сидели только ведущие специалисты, а непосредственные исполнители были рассредоточены по регионам. BIM 360 Design позволил организовать работу на базе единой модели. 

На следующем этапе мы перешли к внедрению системы BIM 360 Docs для технического документооборота. К этому моменту в компании уже более 5 лет использовалась собственная система технического документооборота на платформе Sharepoint, все бизнес-процессы были отработаны, использовались шаблоны и регламенты. В BIM 360 Docs мы завели команду участников, создали структуру папок, аналогичную имеющейся, назначили роли и права доступа. Сейчас идет четвертый месяц пилотного тестирования и система показывает себя отлично. Подключили ее еще на трех новых проектах. 

В данный момент мы тестируем модуль BIM 360 Field Management. На одном из текущих проектов в систему полностью перенесли внутренний технический документооборот. Подключаем к системе заказчика, чтобы согласовывать на базе BIM 360 чертежи, модели и отчеты. Следующим шагом будет подключение к платформе генподрядчика и проектировщика, чтобы они напрямую загружали в нее рабочую и исполнительную документацию и отвечали на замечания. 

Какие специалисты работают с BIM 360? Сколько в компании лицензий?

В нашей команде платформой пользуются ГИП, специалист ПТО, инженеры стройконтроля и руководитель проекта. Пять лицензий уходят на офис технического заказчика на стройплощадке. Еще три – используют генеральный и технический директоры, руководитель департамента технического заказчика. К BIM 360 подключены узкие специалисты из офиса, проверяющие документацию и помогающие ГИПам на объектах. Также мы подключили к системе геодезистов и тестируем синхронизацию их данных с 3D-моделью. Несколько лицензий приобретены для нашей команды BIM-менеджеров и примерно 10 лицензий - для подключения заказчика и генподрядчика. В среднем на каждом проекте, который ведет наша компания, задействуется 25 лицензий BIM 360.

Какие дополнения компания программировала с помощью API Autodesk BIM 360?

Таких дополнений было несколько. Первое – выгрузка предписаний из модели по принятым в нашей компании формам. Раньше мы совершали двойную работу: замечания заносили в BIM 360 и параллельно оформляли Word-документ, который распечатывали и отдавали на подпись генподрядчику. Сейчас Word-документ формируется из BIM 360 автоматически.

Второе – выгрузка в Excel общего реестра замечаний по принятой в компании форме. На удивление, она оказалась очень похожей на реестр замечаний в самом BIM 360. Третье дополнение – автоматическая выгрузка в систему резервного копирования на внутренние серверы компании. 

Четвертое дополнение в данный момент находится в разработке. Это решение для подсчета объемов, что-то вроде инструмента оценки объемов Navisworks, только в браузере. Еще есть идея связать с помощью API модель со сметами, а затем – с актами закрытия и формами отчетности. На эту задачу уже подготовлено ТЗ и составлен план разработки. 

Какие преимущества платформы участники проектных групп назвали самыми значимыми? 

До внедрения облачной платформы у наших сотрудников не было доступа к проекту, когда они находились в дороге или на совещаниях у заказчика, встречах в экспертизе. А стройка – процесс круглосуточный, интенсивный. BIM 360 дает такой доступ, причем в любое время и из любой точки без установки дополнительного программного обеспечения, такого как Autodesk Revit и Autodesk Navisworks. Многие заказчики отмечают, что мобильное приложение позволяет наглядно, в режиме реального времени получить полный срез ситуации на стройплощадке по запросу ТОП-менеджмента. Приложение оценили и специалисты со строительных объектов. Недавно от них поступил запрос на покупку планшетов, которые вместе с BIM 360 сведут использование бумажных чертежей к минимуму. А это прекрасная тенденция.

Есть ли у компании планы по дальнейшему расширению использования платформы BIM 360?

Все последующие проекты компании будут выполняться с применением BIM 360. Мы видим огромный потенциал в написании своих приложений, хотим внедрить электронные подписи и штампы «В производство работ». В настоящий момент у нас запланировано тестирование BIM 360 Cost Management, Assemble Systems, подключение в BIM 360 панорамных камер со стройплощадки, фотограмметрических съемок с квадрокоптера, online-отчетов. Разрабатывается приложение «Личный кабинет» на смартфон заказчика. Основная идея всех этих нововведений – собирать актуальную информацию с площадки и оперативно доносить её до тех, кто принимает решения, чтобы процесс строительства был прозрачным и контролируемым, а все нужные данные всегда были под рукой. 

Об эксперте:

Александр Попов, директор по цифровым технологиям Severin Development

Окончил строительный факультет ПетрГУ. Постоянный спикер конференций Autodesk University, член клуба BIM-лидеров Autodesk. Соавтор BIM-стандарта для площадных объектов Autodesk. Автор блога по BIM-технологиям и популярного youtube-канала.


Теги:  #BIM 360
Назад к списку новостей